Елкина А. А. Японский бум и агрессия гайдзинов
Анастасия
Александровна Елкина
(Тверской
государственный университет, Тверь)
Японский
бум и агрессия гайдзинов:
от публицистики ХХ века к телевизионным путешествиям
Любые образы, включая образы глобального
масштаба, создаются не только «благодаря», но и «вопреки». С одной стороны, они
строятся на фактах, с другой – на воображении. Поэтому в формировании образа
любой страны важную роль играют профессиональные и непрофессиональные создатели
обликов: имиджмейкеры, политики, журналисты, писатели, даже туристы – все, к
кому обращено внимание аудитории. Этот образ может получиться как позитивным,
так и достаточно агрессивным.
На примере цикла передач о Японии В.В. Познера и И.А. Урганта «Обратная сторона кимоно» и путевых дневников советских журналистов (В.В. Овчинникова «Ветка сакуры» (1971), В.Я. Цветова «Пятнадцатый камень сада Рёандзи» (1986) и О.И. Завьяловой «Токио и токийцы: будни, выходные, праздники» (1990) принципиально важно выяснить, какие трансформации проходит образ Японии в России, начиная со второй половины XX века и до настоящего времени. Почему в нашей современности выгодно проявление агрессии при попытке понять образ «другого», и как это влияет на формирование имиджа Страны восходящего солнца в глазах россиян?
Анастасия Александровна, спасибо большое за интересный и информативный доклад! Хотелось бы узнать; как вы считаете, может ли японская массовая культура из-за присутствия в ней клишированных сюжетов, ситуаций и моделей поведения, отражающих действительность страны, сама создавать агрессию у представителей другой культуры?
ОтветитьУдалитьС уважением, Лихачёва А. А.
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьБольшое спасибо за вопрос!
УдалитьЯ думаю, что каждая массовая культура содержит те или иные клишированные формы, поэтому говорить о том, что только в японской культуре они существуют и могут вызывать агрессию точно нельзя. Полагаю, что для западного зрителя именно сам тип закрытой культуры и сложность ее "разгадки" вызывают агрессию. Европейская, в частности американская культура, тоже приложили руку к созданию современной японской культуры, какой мы ее знаем. Так что все оказывается взаимосвязанным.
Спасибо Вам за ответ! С уважением, Лихачёва А. А.
УдалитьАнастасия Александровна, спасибо! Но не будем забывать об интенциях жанра. "Журналистское исследование" Японии рассчитано на зрителя, поэтому педалируется миф о гайдзинах: мы же показываем "чужую и непонятную" Японию. Мы же с вами были там. И что там чужого? Да всё там родное.
ОтветитьУдалитьВсе так, Сергей Викторович! Ничто японское нам не чуждо и не агрессивно. Спасибо большое за ценное дополнение, возьму на заметку для статьи!
Удалить