Гайдук В. Л. Как художники Ленина съели

 

Владислава Леонидовна Гайдук

(Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)

Ненависть (?) к советскому, или Как художники Ленина съели


События 1990-х гг. в России и бывших советских республиках поставили под вопрос еще недавно незыблемые авторитеты и идеалы. Ряд выставок и художественных акций были направлены на переосмысление советского прошлого. В 1990-е гг. можно было встретить весь спектр чувств по отношению к советскому: от любви до ненависти и от ностальгии до равнодушия. Знаки и символы советского подвергались восхвалению, трансформации, обесцениванию, забвению. Безусловно, главным символом советской эпохи стала фигура Ленина, при этом фигура не только метафизическая, но и вполне материальная – тело Ленина в Мавзолее.

30 марта 1998 года художники Юрий Фесенко и Юрий Шабельников пригласили московскую публику в галерею «Дар» для «совместного поедания торта». Художественная акция могла бы остаться незамеченной и не получить столь широкой огласки в прессе и на телевидении, если бы не одно очень важное обстоятельство, а именно – торт, «изображающий в натуральную величину лежащее в “Мавзолее” тело Ленина, убранное цветами из крема».

Акт символического поедания Ленина мыслился художниками как очистительный ритуал. Владелец галереи «Дар» – Сергей Тарабаров – утверждал, что «мы этой акцией сломали спекуляции вокруг Ленина. <…> После нашего торта Ленина как политической фигуры больше нет. Он стал банальным культурным знаком, как шоколадный зайчик или Дед Мороз».

Была ли попытка развенчания культа Ленина, предпринятая художниками, удачной; как отнеслась столичная публика в этой акции; что увидели в акции зарубежные и российские журналисты – ответам на все эти и многие другие вопросы посвящен доклад.




Торт-Рейхстаг. Акция «Два приношения: горькое и сладкое», Таганрог, 1995 г. (Из личного архива Юрия Шабельникова)


Репродукция фотографии торта-Ленина. Акция «Мавзолей. Ритуальная модель», Москва, 1998 (НА ГЦСИ)






Комментарии

  1. Владислава Леонидовна, спасибо! Торт очень аппетитный и съеден был со вкусом... Действительно, ненависть к советскому не распространяется на Ленина (вспомним "возвращение к ленинским нормам" в эпоху перестройки). Перед нами явно архаичный обряд поедания тела предка; думаю, вряд ли здесь можно говорить о ненависти - и непохоже, что речь идет о расставании и забвении (ведь акция документируется, и само приобщение к "телу предка" обеспечивает сохранение памяти...) Любопытно, что в литературе ненависть к советскому, воплощенному в Ленине и мавзолее, проявляется куда ярче, чем в визуальных искусствах - достаточно вспомнить рассказ А. Лазарчука "Мумия" (1990), сюжет которого - вечный вампир пьет жизненную энергию детей, которых регулярно водят к нему на поклон (очень рекомендую, рассказ страшный)
    А.Ю. Сорочан
    А.Ю. Сорочан

    ОтветитьУдалить
  2. Александр Юрьевич, большое спасибо за Ваш комментарий!
    кажется, мой предыдущий ответ куда-то исчез, поэтому пишу еще раз:
    Мне кажется, что художники сами до конца не понимали, что же именно их акция символизирует. (Именно поэтому в заглавие я вынесла "ненависть" со знаком вопроса). С одной стороны, они говорили о забвении и изживании в себе Ленина и ленинизма, с другой стороны, их акция забвению не способствовала, она лишь подогрела интерес к теме Ленина и Мавзолея. Надо сказать, что документация производилась представителями Фонда Сороса, вероятнее всего, не по заказу художников или галеристов, а по программе Фонда - документирование художественной жизни Москвы.
    Фактически художники ничего о ненависти не говорили, ненависть в их действиях увидели зрители. Кроме того, именно зрители требовали кусочек "сердца" или "головы" вождя.
    Если рассматривать акцию с точки зрения архаического обряда поедания тела предка, то, получается, что поедание жертвы символизирует приобщение к жертве и приобретение качеств жертвы. При этом жертва рассматривается как нечто сакральное и самое главное - не подлежащее забвению. Видимо, этот смысл от художников ускользнул или же они намеренно о нем не забыли.
    Спасибо за указание на рассказ Лазарчука, обязательно прочитаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ведь эта проблема очень важна - когда сам творец не понимает, ненависть или любовь выражается в его творении. Конечно, все собравшиеся на акции явно претендовали на бессмертие (Ленин жив, Ленин будет жить...), это уже по глазам видно. Вообще замечательный был проект!

      Удалить
    2. Получается, что от любви до ненависти, действительно, один шаг.
      Мне кажется, что в случае русского акционизма 1990-х, первостепенным был эпатаж, а смыслы были второстепенными, именно поэтому художники зачастую не могли сами сформулировать, что же их акция значит.

      Удалить
    3. Владислава Леонидовна, спасибо! Совершенно согласна с Вашим комментарием о доминировании эпатажа. Я бы соотнесла это с поисками / освоением новых форм актуальности в искусстве. Обращение к архаике казалось настолько эстетически продуктивным, что ее смыслы оставались слегка за скобками (В литературе в этом же ключе актуализировались маски). Интересно,что очень быстро традиции трансформировал Сорокин.

      Удалить
    4. Илона Витаутасовна, совершенно верно - художники открывали новые формы и проверяли границы допустимого, а смыслом чаще всего их работы наполняли критики и/или кураторы.

      Удалить
  3. Станислав Фёдорович Меркушов26 апреля, 2021 15:52

    Спасибо огромное, Владислава Леонидовна! У меня возникли рок-ассоциации, косвенно соприкасающиеся с рецепцией ненависти к советскому, не распространяющейся на Ленина. В теперь уже достаточно известной композиции Е. Летова "Всё идёт по плану", сочиненной как раз-таки в перестроечную эпоху и транслируемой от лица рядового советского рабочего, есть строки "Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь, а все другие-остальные - такое ...". Потом в это же время появлялись песни сайд-проектов Летова, его соратников на ту же тему, но уже коррелирующую с "телом" (у Олега Судакова, например, есть песня "Мавзолей", где заявлено отношение "говорил Ленин , подразумевал мавзолей": "Наша вера и правда - это мавзолей" и пр.). А вот в 90-е рок-рецепция Ленина и тела изменяется, но также еще связана с сакральным: "Нам приходилось плевать на историю, но в мавзолее лежит дьявол" (Ник Рок-н-Ролл). А к нашему времени эта рецепция может приобретать иронически-сакральный характер, как в песне "Ленин" группы "Церковь детства". Это я в том числе к вопросу о взаимодействии соц-артистов, концептуалистов и рок-поэтов, которое всегда имело место.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Станислав Федорович, большое спасибо за интересную параллель!
      подтверждая Ваши слова о взаимодействии художников и музыкантов, укажу, что в клипе "Брежнев" проекта Ляпис-98 есть визуальная цитата на акцию "Мавзолей. Ритуальная модель", привожу ссылку на клип https://youtu.be/KyJGrwCMKVc

      Удалить
    2. Станислав Фёдорович Меркушов26 апреля, 2021 16:13

      Спасибо, да! Не видел этот клип.

      Удалить
  4. Владислава Леонидовна, спасибо за интересный доклад! Хотелось бы задать Вам вопросы. Можно ли говорить о ненависти к советскому у людей, пришедших на данный перформанс, ведь многие и представления не имели об обряде?
    Как Вы считаете, можно ли говорить о том, что художники всего-навсего оправдываются, говоря о традициях и обрядах? Поскольку сначала была придумана акция, а консультировались авторы уже перед самым ее проведением.

    Лебедева У. В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ульяна (извините, я не знаю Вашего отчества), большое спасибо за вопросы!
      Отвечу по порядку: я думаю, что говорить о ненависти к советскому у людей, которые пришли на акцию, можно, т.к. в приглашениях, которые были предварительно разосланы было указано, что " в центре экспозиции - торт (автор Ю. Шабельников), изображающий в натуральную величину лежащее в "Мавзолее" тело Ленина, убранное цветами из крема". Некоторые категорически отказались от участия в акции, поэтому это был осознанный выбор каждого.
      Отчасти я соглашусь с Вами, что художники вкладывают в акцию смыслы постфактум. Единственное отмечу, что консультировались со специалистами не художники, а владелец галереи - Сергей Тарабаров. Дело в том, что художники изначально планировали провести акцию в ряде других московских галерей, но все галеристы отказались. Единственным, кто согласился был Тарабаров, именно он проконсультировался со специалистами до проведения акции, чтобы обезопасить себя и свою галерею.

      Удалить
  5. Дорогая Владислава Леонидовна, спасибо за эффектный доклад! Но не могу не вспомнить фильму Питера Гринуэя "Повар, вор....", демонстрировавшегося, кстати на Московском кинофестивале (1989), чему я был свидетелем. Там, как мы помним, в финале поедали не торт, а труп. И что, аллюзии на Гринуэя не считываются в этой акции московских художников (кстати, физиономии у них не очень-то веселые, судя по видео)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Викторович, спасибо за Ваш комментарий!
      я специально посмотрела фильм Гринуэя и несколько раз пересмотрела финальную сцену, но кроме некого визуального сходства образа поедаемого тела, не смогла увидеть других параллелей. Я еще не успела раздобыть контакты художников, чтобы спросить у них, был ли фильм Гринуэя значимым для них при планировании акции.
      Мне показалось, что больше аллюзий было на фильм "Город Зеро" , о котором я пишу в примечании.

      Удалить
  6. Владислава Леонидовна, спасибо за интересное чтение!
    В сети на запрос "Ленин торт" выдаётся, среди множества фото, видео, воспоминаний и размышлений о предмете Вашего рассмотрения, и такое сообщение "Вот такой торт, только из мяса, у нас захотели заказать наши клиенты ) Подробности в статье на Дзен!" - получается, что если можно сделать торт, то можно и выпечь вождя из теста, воплотить в мясном виде (что будет уже на границе псевдоканнибализма) или вообще пустить в съедобное производство в соответствующем масштабе.
    А вопросов у меня два:
    1. Как Вы полагаете, коль скоро сейчас можно заказать торт в виде практически любого политического деятеля (в том числе и вполне живого), не выходит ли это в тираж, утрачивая не то что политизированное прочтение, а саму возможность такого прочтения? Или такое прочтение только усиливается? Представим что какие-нибудь блогеры закажут торт в виде бюста политика (да хоть того же Ленина) и будут его весело поедать - или не отважатся на камеру, поскольку всё фиксируется и при случае может быть припомнено как надругательство над исторической памятью или оскорбление современных реалий.
    2. Хотел было спросить у Вас лично, но пока писал - передумал. Лучше оставлю в виде общего вопроса для молча поразмышлять: если бы кто-нибудь из нас, читающих этот доклад в этом блоге, оказался на подобном мероприятии - взял бы читающий кусочек торта или нет?

    Александр Александрович Малышев

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр Александрович, большое спасибо за вопросы и информацию о разных "вариантах" торта!
      Мне кажется, что политизированность у акции была только в конце 1990-х. Эта политизированность задавалась особым статусом актуального искусства в тот момент (практически все искусство так или иначе заигрывало с политикой, или же прямо политиками финансировалось). Кроме того, в конце 1990-х был очередной виток дискуссии о Мавзолее, именно на волне этих дискуссий акция и получилась политической. Сейчас, если мы берем фигуру Ленина, он гораздо слабее представлен в актуальном искусстве, равно как и другие политики.
      Если блогеры закажут торт в виде кого-нибудь и торжественно съедят на камеру, видимо, это не будет художественной или политической акцией.
      Конечно, здесь возникает очень болезненный вопрос о границах искусства: почему акция 1998 г. - искусство, а остальные -нет, и я могу только сослаться на институциональную теорию, в рамках которой русских акционизм 1990-х можно отнести к искусству.
      Что касается вопроса о поедании торта, то я неоднократно задавала его себе в процессе работы над докладом. В итоге я пришла к выводу, что, как и любому исследователю, мне ближе роль стороннего наблюдателя.


      Удалить
    2. Поскольку Александр Александрович задал вопрос всем нам, а не только докладчику, я отвечу: за те деньги, которые платил Сорос (а я помню, какие это были деньги!), я бы съел весь торт (тут я рекомендую мезим-форте, который помогает от тяжести в желудке). И еще хочу отметить то, что Владислава Леонидовна отметила в самом начале нашей дискуссии: в первую очередь это был ЭПАТАЖ. Я прекрасно помню эти (даже для меня) богемные годы. А тогда мы жили под уравнением: ЭПАТАЖ=КОНЦЕПЦИЯ. СД

      Удалить
    3. Сергей Викторович, абсолютно точно! Эпатаж даже зачастую заменял всякую концептуальность.
      Любопытно, что эта акция навсегда стала ассоциироваться не с художниками (Фесенко и Шабельниковым), а с галереей "Дар" и ее директором Сергеем Тарабаровым. Сергея Дмитриевича не стало в конце прошлого года, в многочисленных некрологах он выступал как организатор скандальной акции "Мавзолей" в первую очередь.
      Таким образом, место проведения и смелость директора стали более значимыми, чем идея художников.

      Удалить
  7. Владислава Леонидовна, спасибо за доклад! Вспоминается еще один возможный контекст - хотя, разумеется, тут нужно смотреть, я не уверена, что это не просто типологическая параллель. Речь идет о романе Белля "Бильярд в половине десятого", где как раз съедают торт в форме собора, и это становится неким актом десакрализации культурных ценностей (упрощенно говоря, погибшие близкие для героев важнее собора, который построен по проекту патриарха семьи). Там еще интересный момент, когда торт приносят, он чем-то закрыт, и сначала думают, что это похоже на труп под простыней - что-то длинное, и вроде бы шпиль торчит похоже на нос

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия Андреевна, большое спасибо за комментарий!
      К стыду своему, я не читала этот роман Белля.
      Исходя из Вашего описания, я бы сказала, что акция художников "Два приношения: горькое и сладкое" (там, где торт Рейхстаг) больше находится в параллели с этим романом.
      В любом случае, я хотела бы расспросить самих художников о возможных параллелях и контекстах акции. Очень надеюсь, что мне удастся взять у них интервью, тогда я включу эти материалы уже в статью!
      а роман обязательно прочитаю!

      Удалить
    2. Сердечное Вам спасибо за подробный ответ! И действительно очень интересно, какие контексты видятся "изнутри")

      Удалить
  8. Просолова Екатерина30 апреля, 2021 08:08

    Владислава Леонидовна, спасибо за материал, невероятно интересно!
    В Вашем докладе упоминается, что на акцию отреагировала не только отечественная, но и зарубежная пресса. Хочу поинтересоваться, как за границей отреагировали на подобный перформанс? Не усмотрели ли там глумления над христианскими ценностями?
    Еще раз спасибо!
    С уважением, Просолова Екатерина Викторовна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Викторовна, большое спасибо за вопрос!
      в зарубежных СМИ писали в основном о политическом контексте акции, подчеркивалось, что Россия находится в поисках своей национальной идентичности, и эта акция мыслилась зарубежными журналистами как попытка отказа от советского прошлого.
      Глумление над христианскими ценностями в акции в первую очередь увидели журналисты из коммунистической Советской России. Вообще акцию в российской прессе критиковали или за глумление над христианскими ценностями, или за каннибализм. А вот в "издевательстве" над историей или в попрании коммунистических ценностей художников практически никто не обвинил.

      Удалить
  9. Владислава Леонидовна, очень интересный доклад, спасибо! Хотелось бы задать пару вопросов. Как Вы соотнесете акцию поедание торта-Ленина и акцию, которая прошла в 2015 г. в Киеве, где торт был сделан в виде младенца, лежащего на флаге России? Сами устроители называли его "русским младенцем". Не кажется ли Вам, что подобные перфомансы с пихологической точки зрения обусловлены одним и тем же: желанием окончательно вытеснить из жизни и культуры, уничтожить некий пугающий, давлеющий образ, полностью избавиться от него? И еще: в 1961 году был издан роман американского фантаста Роберта Хайнлайна "Чужак в чужой стране" (Stranger in a Strange Land). Это скорее философское, чем фантастическое произведение было переведено на русский и издано (правда, в сокращении) и в СССР. То есть авторам акции с тортом-Лениным его сюжет не мог быть неизвестен. В романе речь идет о некоем Майкле Смите, который был воспитан марсианами, а когда вернулся на Землю, стал новым мессией. В конце произведения он оказывается растерзан толпой и его останки поедают последователи. Наверное, данный акт является символическим каннибализмом, основанным на идее евхаристии.
    Мне показалось, что поедание "младенца" в Киеве - это акт полного уничтожения, а евхаристия, как Вы замечали, это христианский обряд, в котором участник получает возможность "соединиться с Богом во Христе" и толкуется он как символическое действие, выражающее единство верующего с Христом, с его учением (или же с другим мессией, как у Хайнлайна). Так вот, эти "художники", которые "Ленина съели", на Ваш взгляд, все-таки какими идеями руководствовались в большей степени?

    Вероника Б.

    ОтветитьУдалить
  10. Вероника, большое спасибо за вопросы и комментарии!
    По поводу акции в Киеве - я думаю, что обе акции указывают на общее "архетипическое" прошлое: ассоциация с тортом как праздником; особое отношение к хлебу (торт в данном случае выступает как хлебо-булочное изделие) и особый статус совместной трапезы. В любом случае, как мне кажется, это отсылки к таинству Евхаристии и Тайной вечере. И тут такая странная ситуация, что фактически художники, которые делали акцию 1998г или киевские художники, возможно, не до конца понимали смысл Евхаристии, поэтому и допускали схожесть своих акций с этим таинством.

    Возможно, это не столько попытка вытеснить из жизни что-то пугающее и страшное, а попытка это преодолеть посредством пережёвывания (почти что переживания!) съедобного пугающего образа.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения