Бринтлингер А. Адриенна Рич и воплощения ненависти

 

Анджела Бринтлингер

(Государственный университет штата Огайо, США)

«Инструмент в образе женщины»:

Адриенна Рич и воплощения ненависти

 

Адриенна Рич (1929-2012) была поэтом и видной представительницей второй волны феминизма в Соединенных Штатах, и также была женой и матерью троих детей. В течение своей длинной карьеры Рич писала своего рода ф-письмом avant la lettre, и в докладе прослеживаются образы и обороты в ранних стихотворениях Рич, которыми поэт описывала себя и других женщин в борьбе за признание и свободу творчества.

О Рич критики пишут, что «в воображении публики, Рич стала злой феминисткой, готова истребить людей и системы, которые она ненавидела». Однако та злость варьируется в течение карьеры поэта, то на себя направленная, то против феноменов мужского мира, мира насилия. В конце концов, Рич находит свой голос, женский голос, и говорит им прекраснейшими стихами о том, что имеет значение. Рич добывает добро своим особым инструментом, чтобы внести в мир свой же вклад как женщина и как поэт. Добро в ярости, в злости, в ненависти, и в женской власти, во власти поэтического языка.


Комментарии

  1. Анджела, спасибо Вам за интересный и радикальный доклад. Верно ли я понимаю, что обретение женского голоса в поэзии связано исключительно с категориями телесности? то есть отвлеченной, идеальной "женственности" в лирике этой эпохи мы не обнаружим? И если так, то почему?
    Александр Сорочан

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос! В докладе я специально обратила внимание именно на силу женщины, на ярость, т.е. то, что может быть более связано с физическим насилием. Однако в стихах этой эпохи да и в тех, которые я цитировала, звучат и мотивы нежности, любви, ответственности за самочувствие свое и других близких. Я бы не ограничила значение женственности и не стала бы отличать телесность, как нечто не имеющее лирических возможностей в поэзии.

      Удалить
    2. Вот например, второе стихотворение из цикла Двадцать одно стихотворение о любви:

      I wake up in your bed. I know I have been dreaming.
      Much earlier, the alarm broke us from each other,
      you’ve been at your desk for hours. I know what I dreamed:
      our friend the poet comes into my room
      where I’ve been writing for days,
      drafts, carbons, poems are scattered everywhere,
      and I want to show her one poem
      which is the poem of my life. But I hesitate,
      and wake. You’ve kissed my hair
      to wake me. I dreamed you were a poem,
      I say, a poem I wanted to show someone . . .
      and I laugh and fall dreaming again
      of the desire to show you to everyone I love,
      to move openly together
      in the pull of gravity, which is not simple,
      which carries the feathered grass a long way down the upbreathing air.

      Удалить
    3. Спасибо! Действительно, совершенно другой набор мотивов...

      Удалить
  2. Анджела, спасибо Вам за интересный доклад, раскрывающий один из аспектов особо актуальной сейчас темы феминизма. В вашей работе можно проследить переход мотивов в творчестве А. Рич: противостояние привычным принципам "Терпи", "Будь довольна. Не проси большего" и думающая женщина-монстр; нежность и сила женских рук, которым можно доверить мир; и, наконец, женщина, которая отторгается от мужчин и берет все в свои руки. Так что же имеет большее значение для женского голоса, говорящего прекрасными стихами, в творчестве Рич: "всевозможность" женской силы в мире или ее отречение от мира и от мужчин, чтобы прожить жизнь, подвластную только себе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Хороший вопрос. Мне кажется, что в первые десятилетия своей поэтической деятельности Адриенна Рич хотела вообразить женскую силу в стихах и для себя, и для женщин-читателей, чтобы взбодрить, что ли, показать возможность иного пути, и дать понять, что можно взять всё то, в чём нам отказывали, включая право на злость, на ярость, на насилие. Для феминистки той эпохи было трудно представить себе жизнь с мужчиной на равных. Да и сейчас не легко! Позже о Рич жаловались, что она стала очень политичной, слишком серьезной, тенденциозной, потеряла умение радоваться и смеяться (ср. высше приводимое стихотворение середины 70х и Сжечь бумагу а не детей [1997] https://poets.org/poem/burning-paper-instead-children-audio-only). А стихи все равно по-моему не только сильны, но и прекрасны.

      Удалить
  3. Дорогая Анджела, спасибо! Отдельно хочу поблагодарить за переводы Рич, это здорово!
    Но после твоего доклада и доклада Сорочана у меня возникла мысль о том, что я хотел бы проводить свою старость в своей постели...

    ОтветитьУдалить
  4. Просолова Екатерина30 апреля, 2021 22:30

    Анджела, большое спасибо за такой интересный материал и столь важную поднятую тему!
    У меня следующий вопрос: раскрывается ли в ранней поэзии Рич тема материнства в контексте ее личного опыта в этом аспекте? И если да, то трансформируется ли она с течением эволюции ее творчества?
    Еще раз спасибо за доклад!
    С уважением, Просолова Екатерина Викторовна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос. Отвечу внизу вместе с Илоной. И буду иметь в виду ваши интересы в переработке доклада в статью!

      Удалить
  5. Анджела, большое спасибо! И за чудесное стихотворение, приведенное в комментарии к вопрос у А.Ю. Сорочана. Я присоединяюсь к вопросу Е. Просоловой: в каком статусеу Рич "материнство"? Вообще можно ли говорить о каком-то разделении "женских" сфер для нее: женщина-мужчина, женщина-дом, женщина-дети?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Илона, спасибо! Что интересно, по мнению специалистов, Рич не пишет о своем собственном материнстве! Ее больше волнует вопрос о матерях-дочерях, и о связи женщин между собой в контексте сексуальных отношений. Постараюсь включить кое-что об этом в статейке.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения