Сазеева И. Б. Экзистенциальный бунт и насилие

 

Ирина Борисовна Сазеева

(Арзамас, независимый исследователь)

Экзистенциальный бунт и насилие

 

Альбер Камю поднимал вопросы протеста против несправедливости и угнетения и соотношения их с проблемой насилия в эссе «Бунтующий человек» и некоторых других произведениях. В «Бунтующем человеке» он вводит понятие бунта, совершающегося во имя солидарности с угнетенными. Этот бунт может переходить в революцию, когда предает свои истоки и приходит к эскалации насилия. Однако автор считает, что может существовать и некий «простительный бунт», когда бунтующие ограничивают насилие. Они отрицают в своем угнетателе только действия, направленные против них, а не самого угнетателя как человека. Такими «праведными» становятся для него эсеры 1905 г., которые, по его мнению, понимали неправомерность насилия, но все же его совершали, расплачиваясь при этом своими жизнями за содеянное.

Камю протестует и против смертной казни как узаконенного насилия, а единственно приемлемой считает позицию «ни жертвы, ни палачи», которую должны занять европейцы, не желающие ни убивать, ни быть убитыми.

 

 

Комментарии

  1. Ирина Борисовна, спасибо за исключительно ценный доклад! Сложилось ощущение, что слышу Ваш голос, и как обычно, это голос звучит бескомпромиссно и принципиально и говорит о важнейших вещах. Как Вы полагаете, студенты-бунтовщики мая 1968 года - это и есть подлинные воплощения "невинных убийц", о которых рассуждал Камю? И в какой мере 1968 год повлиял на восприятие "Бунтующего человека" во Франции?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Александр Юрьевич, за оценку и интересный вопрос. Здесь связь вот такая. Студенты 1968 года считали Камю своим вдохновителем, наряду с другими литераторами и философами. Они похожи на "невинных убийц" тем, что не знали, чего хотят. Бунтовали ради бунта. Но в принципе не ставили убийство своей целью. Поколение другое, интересы другие. Кстати, большинство из бунтарей 1968 года потом прекрасно вписались в общество потребления. У них не было жертвенности. Они хотели метафизической свободы.

      Удалить
    2. Благодарю за ответ! Связь насилия и жертвы действительно очень важна; эта связь в ХХ веке, кажется, утрачивает причинно-следственный характер. Возможно (как мы видим и в других докладах) насилие без жертвенности и жертва - без насилия. И опыт Камю здесь симптоматичен...

      Удалить
  2. Ирина Борисовна, спасибо за интереснейший доклад и за концовку, которая введет надежду в нынешние сложные дни. Ваша, Анджела

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо! Для меня надежда - это главное, поскольку без нее жить невозможно.

      Удалить
  3. Ирина Борисовна, спасибо большое! Вы доказали необходимость утопии, особенно в такой сфере, как насилие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Илона Витаутасовна! Очень рада вашему комментарию. Я все время по этому поводу держу в уме Ивана Карамазова. И его протест против несправедливости творения, построенного на насилии. И рассказ Урсулы Ле Гуин "Те, кто уходит из Омеласа". По-другому, наверное, нельзя.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения