Петрова А. П. Насилие на российском экране

 

Александра Петровна Петрова

(Челябинский государственный институт культуры)

Насилие на российском экране в контексте переломных эпох:
Феномены дореволюционной салонно-психологической драмы и перестроечного некрореализма

 

Демонстрация насилия на современном отечественном экране является довольно распространенной практикой – на его эстетизацию работает целая индустрия хорроров и боевиков. Тем не менее совокупный объем подобных фильмов отечественного производства представляется относительно небольшим в сравнении с общим количеством кинотеатральных релизов. Однако кинематографическая история России зафиксировала два периода, когда насилие на экране являлось доминантной практикой – это дореволюционный и перестроечный кинематограф. Проведенное нами исследование позволяет провести параллели между всплеском насилия на экране и переломными эпохами в истории страны. 

 

Комментарии

  1. Станислав Фёдорович Меркушов26 апреля, 2021 14:23

    Спасибо, Александра Петровна! Как соотносятся "ленинградская школа" некрореализма и "московская школа" параллельного кино (братья Алейниковы, Б. Юхананов и пр.)? И далее, в 90-х гг.: с кинематографом С. Басковой и под. Понимаю, что ответ, в общем, может быть объемом в отдельный доклад, но хотя бы пунктирно? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Станислав Фёдорович, ответно благодарю Вас за интерес к теме. Насколько мне известно, "параллельным кино" в постсоветском пространстве называют все андеграундные направления, в том числе и некрореализм. Во всяком случае очень многие киноведы используют приставку "параллельное" применительно к некрореализму. Возможно, первоочередное значение имеет всё-таки демаркация на "массовое" и "андеграундное".

      А внутри "параллельного" (андеграундного, авторского, контркультурного - каких дефиниций я только не встречала) разобраться катастрофически сложно. Публикации на сей счёт практически отсутствуют, очень многих деятелей "параллельного" кино уже нет в живых. Безусловно, весь пласт постсоветского параллельного кино вырастает на одной почве и имеет протестные корни. Однако - разной степени внятности. В качестве показательного направления я выбрала именно некрореализм, поскольку он имел довольно четкую программу (на фоне остальных направлений): его родоначальник Е. Юфит ушел из жизни относительно недавно и в каждом из сохранившихся интервью манифестировал развенчивание "советского мифа".

      Допускаю, что Е. Юфит и перечисленные Вами режиссёры вполне могли иметь точки соприкосновения в реальной жизни - вплоть до пребывания в одной андеграундной "тусовке". Однако доподлинная информация об их влиянии друг на друга отсутствует.

      Не знаю, насколько внятным был мой ответ. Но допускаю, что по степени внятности он близок к предмету разговора - загадочному постсоветскому андеграунду. :)

      Удалить
    2. Спасибо, Александра Петровна!

      Удалить
  2. Александра Петровна, спасибо за интересный доклад! Хотелось бы задать Вам вопрос. Могло ли появление некрореализма стать последствием изменения отношения человека постсоветского пространства к смерти?

    С уважением, У. В. Лебедева

    ОтветитьУдалить
  3. Александр Сорочан27 апреля, 2021 11:41

    Александра Петровна, спасибо большое! Меня больше интересует "дореволюционная" часть Вашего доклада. Насилие - одна из ключевых тем раннего кинематографа, начиная с самого первого фильма - "Понизовая вольница". Насколько оригинальны все эти сюжеты - или все-таки в большинстве случаев речь идет об экранизациях литературных текстов, а не о создании самостоятельных сценариев?
    Что же до некрореализма - думаю, "слом эпох" в кинематографе мы можем прослеживать во всплесках насилия на протяжении всех 90-х (более "приглаженный" вариант в фильме Андрея И "Научная секция пилотов", культовое "Прикосновение" - не говоря уже о Балабанове, который в фильме "Про уродов и людей" связывает развитие темы с дореволюционным кино). А некрореализм было бы интересно соотнести с метафизическим реализмом Мамлеева (в первую очередь с романом "Шатуны") - хотя это уже особая тема...
    Еще раз спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Александра Петровна, спасибо за Ваш доклад! Вы рассматривали насилие в контексте ушедших эпох, а мне бы хотелось узнать, как в современном кинематографе проявляется насилие? Какие темы и идеи ему сопутствуют? Как вы считаете, каковы предпосылки его возникновения: влияют ли феномены переломных эпох или же на экране отражается современная модель реальной жестокости?

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Александра Петровна! Некоторые фразы в Вашем докладе великолепны, говорю это искренне. Но для меня в сюжете доклада был слишком резкий переход в 1985 год, если можно, сделайте этот мостик более плавным. И в разговоре про некрореализм. А контекст "тарантировщины"? А балабановский "Кочегар", где : вот я, режиссер, а вот те игры, в которые я вам предлагаю поиграть? с воссозданием "эпохи", когда бандиты и менты ездят на тачках, которых во время этой "эпохи" и не было, и Балабанов этим наслаждается, да вот только невнимательный зритель этого не видит...

    ОтветитьУдалить
  6. Екатерина Кузнецова28 апреля, 2021 19:43

    Александра Петровна, спасибо за Ваш доклад! Многие аспекты здесь были весьма интересны. И всё-таки говоря о некрореализме, можно ли это рассматривать, как общую кинематографическую тенденцию постсоветской эпохи или целесообразнее воспринимать данное явление как отдельный жанр, получивший право на жизнь в перестроечный период?
    С уважением, Е. М. Кузнецова

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо большое, Александра Петровна, за интереснейший доклад! Мне хотелось бы прояснить эстетические связи между двумя рассмотренными Вами культурными феноменами. Социальные и исторические связи в самом широком смысле понятны. Но "уход" в трагедию мелодрамы в раннем кино и абсурд как развенчание страхов в андеграундном кино постсоветском - эстетически разные приемы. А в социальном плане любопытен именно андеграундный оттенок в последнем. В первом же случае речь идет о массовой продукции, во втором - об относительно узкой аудитории. Это объяснимо только изменением социокультурной ситуации, или все же и посылы несколько различаются? Спасибо большое еще раз!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения