Зыгмонт А. И. Репрезентация национального мученичества в поэтических жанрах

 

Алексей Игоревич Зыгмонт

(РАНХиГС)

«Уже родилась на свет грозная красота»: репрезентации

 национального мученичества в поэтических жанрах

 

Доклад посвящен взаимоотношению между феноменом национального мученичества (рассмотренного на примерах Французской революции XVIII века, США и Ирландии) и поэтическим творчеством в форме стихов, песен, гимнов и т.д. Его основной тезис заключается в том, что поскольку поэтический текст отчасти освобожден от строгого порядка дискурса и причинно-следственных связей, а также воздействует на эстетическое чувство и вдохновляет, он особенно хорошо подходит для работы со смыслами насилия – и это принципиально важно как для мученичества, так и для национализма. Стихи, гимны и песни – это идеальные «медиа» для конструирования и воспроизводства смыслов мученичества, а также своего рода алхимические «реторты» для работы с пассивным (жертвенным) и активным (воинственным) насилием.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

  1. Александр Сорочан26 апреля, 2021 16:00

    Алексей Игоревич, спасибо за доклад!
    Я, конечно, сразу вспомнил: "...один перс сказал мне недавно, что моя книга никак не может быть напечатана в Иране, потому что в ней нарисован точный портрет аятоллы Хомейни и все детали его биографии: героическая борьба против шаха, ссылка, возвращение на белом коне и приобщение народа к вере (нельзя смеяться?) с помощью виселиц и пулеметов. ... " (В. Войнович о романе "Москва-2042") Все подобные тексты, разумеется, схожи между собой. А есть ли какая-то специфика ориентальной традиции "мученических жанров" - ведь Вы рассматриваете только "западные" тексты

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам большое за комментарий и вопрос! Иран – это интересный случай, поскольку там национальное мученичество по сугубо христианскому образцу накладывается на шиизм, и получается гибридная форма, до этого для ислама нехарактерная. «Ориентальная» традиция – вопрос хороший, но ведь Восток – понятие очень большое и размытое. Я, к сожалению, не читаю на хинди, китайском или тамильском, но знаю, что в Индии и у «Тамильских тигров» национальное мученичество строится по христианским лекалам, хотя в первом случае примешивается индуизм, во втором – светский национализм. В Китае такие мученики появились после Синьхайской революции и потом в КНР, и это был довольно секулярный культ, но в нем могли участвовать и буддисты, и даосы, и просто народ, у которого «традиционная религия». В исламских Иране, Азербайджане и Бангладеш национальное мученичество очень похоже на западное, но у него своя атмосфера – другие отсылки, ориентиры, текстовые форматы. Поэтому пока что мне кажется, что на Ваш вопрос можно ответить так: специфика есть, но она не «ориентальная» в целом (как противопоставление Западу), а в разных местах своя. Однако я считаю, что национальное мученичество – довольно цельный феномен и в этом плане выше любых вариаций.

      Удалить
  2. Алексей Игоревич, спасибо за доклад! Получается, что независимо от того, какой мотив преобладает в произведении о мученике, его смерть должна мобилизовать соратников на какую-то борьбу, а значит - провоцирует насилие. Понимаю, что Вы рассматривали три национальные литературы, но все-таки интересно, как складывается ситуация в России? Как погибших за идею освобождения в советское время рассматривали Пугачева, Разина. Они мученики? Не припоминаются тексты, где бы их смерть заканчивалась призывами сплотиться на борьбу во имя каких-то идей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам большое за комментарий и вопрос! Да, я полагаю, что в цельном дискурсе национального мученичества, как правило, есть все три мотива, но некоторые преобладают в зависимости от ситуации: если «мы» победили – то учреждение (как после гражданской войны в США), если борьба продолжается – то милитантность и мобилизация.

      Что касается России, у нас дискурс политического (не совсем национального, но близкого) мученичества зарождается во второй половине XIX в. у народовольцев, причем они вдохновлялись в этом плане ранним христианством и Французской революцией. И у авторов типа Степняка-Кравчинского в «Подпольной России» образ мученика по сути тождественен идеалу борца-террориста. В СССР могли что-то говорить про Пугачева или Разина, но они не мученики и это старые вещи. Гораздо актуальнее были коммунисты, погибшие в Гражданскую войну (и там мобилизации хоть отбавляй) и даже Ленин, на которого в свое время было покушение и который в итоге «влил свою кровь в море крови освободительной борьбы», как говорил Каменев. В этом плане СССР и Китай, например, демонстрируют те же мотивы и процессы, что и три моих примера, и стихов и песен там тоже было множество.

      Удалить
  3. Светлана Анатольевна, перечтите "Братскую ГЭС" Евгения Евтушенко.

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо, Алексей Игоревич! У меня вопрос о музыке, в связи с упомянутыми Вами нотами. Это произведения тяготеют к маршу, т.е. так же преобладает мобилизация?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам за вопрос! Что касается "Пасхальной недели" - да, пожалуй. Если же Вы имеете в виду песни про Авраама Линкольна, которые я вскользь упомянул - то это немного другой жанр другой жанр, это ноты и музыка для игры дома и в гостях (насколько я понимаю). Например, вот образчик: https://www.loc.gov/resource/ihas.200002092.0?st=gallery.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения