Перова О. В. "Христианская" жестокость и непротивление злу насилием

 

Ольга Васильевна Перова

(Псковский государственный университет)

«Христианская» жестокость
и непротивление злу насилием
в современном русском детективе

 

В докладе рассматриваются особенности изображения насилия в современной массовой литературе через сравнение с более ранними произведениями русской литературной традиции. На основе анализа романов
В. Горшкова и М. Серовой сделан вывод о соотношении жанровых черт детектива с социальными стереотипами о личности православного священника в современной русской литературе.

В русской литературной традиции, исторически формировавшейся под влиянием восточного христианства, изображение насилия связано с отношением к нему в православии. В докладе рассматриваются особенности изображения насилия в современной массовой литературе через сравнение с более ранними произведениями русской литературной традиции. На основе анализа романов В. Горшкова и М. Серовой сделан вывод о соотношении жанровых черт детектива с социальными стереотипами о личности православного священника в современной русской литературе: в романе В. Горшкова определяющими являются жанровые характеристики, в произведении М. Серовой – стереотип о социальной роли героя.

 

 

Комментарии

  1. Ольга Васильевна, спасибо за обстоятельный и интересный доклад! У меня возник вопрос, связанный с методологией: Вы исследовали, прежде всего, текст с позиций насилия и христианства или также обращались к лингвокультурологической интерпретации христианства в русском национальном сознании? И вытекающий из этого дополнительный вопрос. Вы указали, что "за последние сто лет в России неоднократно сменялась культурная парадигма": Вы имеете в виду насильственные действия советской власти или изменения в культурном сознании? В выводе вашего доклада указано, что романы "продолжают традиции русской литературы", поэтому интересно было бы услышать Ваши размышления по этому поводу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо за вопросы. Тексты рассматривались только с позиций насилия и христианства.
      Под сменой культурных парадигм понималось исключительно изменение в культурном сознании.

      Удалить
  2. Ольга Васильевна, спасибо! Я совершенно не знаком с материалом - и единственный священник-детектив, похождения которого мне хорошо известны - это отец Браун Г.К. Честертона. Только ли конфессиональными различиями объясняются разные модели поведения священников-сыщиков в русской и европейской литературе? И насколько вообще обосновано широкое понимание "русского детектива" - ведь тексты, о которых идет речь, с точки зрения сюжетного построения различны? (в одном случае роман ближе к боевику, в другом к криминальному триллеру - хотя, возможно, я заблуждаюсь, но все равно рамки "русского детектива" очень размыты)
    А.Ю. Сорочан

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Благодарю за вопрос. Действительно, рамки "русского детектива" довольно широки, в докладе имелось ввиду самое широкое понимание этого жанра. Элементы боевика и триллера встречаются в самых разных произведениях, поэтому отделить один жанр от другого не всегда возможно.

      Удалить
  3. "По своей сути детектив неразрывно связан с изображением насилия и результата насилия, а также со стереотипами в массовом сознании". - я бы так жестко не утверждал. У Честертона (см. выше А. Ю. Сорочана) может не быть в детективах никакого насилия. Как и у великой Агаты Кристи, кстати. Все разные градации детективного жанра уже давно прописаны (это поле для исследователей вполне утоптано, начиная от классического детектива и заканчивая современным, что тут велосипед изобретать). А монахиня Пелагия у Б. Акунина - куда она исчезла из нашего дискурса? Я любитель детективов, поэтому не буду высказывать своего мнения о данном докладе. Но, все равно, спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо за замечания! Обязательно учту их в дальнейшей работе. В рамках этой части исследования был сделан акцент именно на героях-священниках, а не монашествующих, поскольку по канонам Православной Церкви у них разная мера наказания за насилие.

      Удалить
  4. Спасибо, Ольга Васильевна, за доклад! Конечно, герои-священники встречаются в русском детективе. По какому принципу Вы выбрали эти два романа? Насколько герои типичны или уникальны для России? Не думали ли Вы расширить контекст?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Спасибо за вопрос. Исследование затронутой проблематики будет продолжено на материале большего количества романов. Отвечая на первый вопрос, могу сказать, что герои такого же типа встречаются в романах М. Мирошниченко, Д. Калининой, М. Серёгина.
      Эти два романа были выбраны для написания статьи, поскольку на их примере ясно видны различия в позициях героев по отношению к насилию.

      Удалить
  5. Просолова Екатерина30 апреля, 2021 08:24

    Ольга Васильевна, большое спасибо за интересный и важный доклад!
    Вы отметили, что романе В. Горшкова «В рясе смертника» главный герой сражается за веру. Можно ли соотнести в таком случае в двух рассматриваемых произведениях модели поведения главных героев с противостоящими им антагонистами? Прослеживается ли такая же тенденция и в других романах с подобной тематикой?
    Заранее благодарю за ответ.
    С уважением, Просолова Екатерина Викторовна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Викторовна!
      Спасибо за вопрос, он и меня интересует, хотя не был предметом моего исследования.
      Модели поведения главных героев и их антагонистов, по моему мнению, можно сравнить, это подсказывает сам материал. В большинстве случаев (романы В. Горшкова, М. Серёгина, например), действия как методы достижения цели похожи: физическое противостояние (рукопашный бой, стрельба), использование обмана, засады и т.д. Однако священники делают это ради веры, ради блага и мира, а их противники - ради личного обогащения и власти.

      Удалить
  6. Ольга Васильевна, спасибо за интересный доклад! У меня возник вопрос, связанный с имянаречением. Обращают ли авторы современного детектива внимание на значение имени, которым нарекают своих персонажей? Есть ли параллели между значением имени священников и выбором их отношения к насилию?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Признаюсь, до Вашего вопроса я не смотрела на материал исследования с этой точки зрения, поэтому потребовалось некоторое время.
      Однако мне не удалось выявить какой-либо закономерности. Имена у священников самые обычные, их значения с греческого тоже не дают возможности проводить параллели с отношением к насилию.

      Удалить
    2. Здравствуйте! Спасибо за ответ!

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения