Сердюк А. М. Освобождение как акт насилия

 

Анастасия Михайловна Сердюк

(Томский государственный университет)

Освобождение как акт насилия в стендапе Саймона Амстелла
«
Set Free»

 

На сегодняшний день большинство исследователей сходятся на том, что сущность стендапа диалогична и шутки имеют значение только в единстве с идеями, которые комик стремится передать аудитории, и отношения в этом диалоге. В основе последних — достоверность образа комика и ощущение близости комика и зрителя. Подчёркнутая открытость позволяет глубже вовлечь зрителя в монолог и настроить его на более активное восприятие: демонстрируя свою уязвимость, комик усиливает контроль над ситуацией.

В монологе Set Free (2019) Саймон Амстелл совершает своего рода акт насилия, за счёт откровенности намеренно вводя аудиторию в состояние, близкое его собственному — состояние стремления к высшей и, вероятно, недостижимой, гармонии, освобождению, необходимому не только каждому человеку, но и всему человечеству.


 

Комментарии

  1. Анастасия Михайловна, спасибо за содержательный доклад! Возник вопрос, как вы считаете, чего же все-таки в выступлении больше, что превалирует: желание комика показать собственный путь исцеления или наставить публику на путь истинный, убедить пройти необходимые этапы становления личности и сопровождающие их метаморфозы самостоятельно?
    С уважением, Шмелёва Е.Д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Думаю, в случае Амстелла эти желания равнозначны. Если обратиться к более широкому контексту, неизбежно бросится в глаза просветительская, в каком-то смысле даже миссионерская направленность его творчества. При этом всё, о чём он говорит — действительно часть его жизни, его идентичности; не раз он обращается к мысли (разделяемой многими) о том, что стендап — это своего рода психотерапия (полностью, разумеется, не заменяющая настоящей). Обращая свой опыт вовне, он подчёркивает его уникальность и не скрывает терапевтического смысла своих выступлений, но в то же время как бы призывает зрителя попробовать найти свой путь, который проведёт его через те же этапы (ведь в конце концов, даже в своей уникальности все люди едины: "I am you", "я и есть вы"). Для кого-то последнее может тускнеть, но всё же, как мне представляется, для многих комиков и для Амстелла в частности и в особенности оба момента неразрывно связаны и равноправны.

      Удалить
  2. Спасибо большое за интересный доклад!
    Как вы считаете, элемент жестокости на выступлениях стендап-комиков мешает пониманию сути выступления или все-таки сближает комика и аудиторию, которая восхищается смелостью первого?
    С уважением, В. М. Марченкова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Думаю, в первую очередь здесь всё зависит от лояльности аудитории, её изначальной готовности разделить опыт комика. В этом плане, конечно, "большим", состоявшимся артистам проще: на полноценный концерт б_о_льшая часть зрителей приходит целенаправленно и готова к таким проявлениям. Аудитория же открытого микрофона или какого-нибудь локального клуба более разношёрстна и нередко изначально настроена потребительски и даже агрессивно ("а ну-ка попробуй рассмеши"). В таком случае непонимание (или нежелание понять) весьма вероятно. Немаловажным видится и подход комика к разработке сложных, "жестоких" вопросов, с тем чтобы не перегнуть палку, не ошибиться с моментом, понять настроение аудитории. Всё это, к слову, очень ёмко проиллюстрировано в "Бенджамине" Амстелла: друг главного героя, комик средней руки, в ходе в целом не самого удачного выступления в местном клубе резко переходит к теме абьюзивных отношений в семье, домашнего насилия ("Поднимите руку, кого бил отец"), в ответ на что получает напряжённую тишину, возгласы неприятия и брошенный из задних рядов стакан в лицо. Разумеется, ни о какой близости и ни о каком понимании в подобной ситуации речи уже быть не может.

      Удалить
  3. Анонимный26 апреля, 2021 20:32

    Анастасия Михайловна, спасибо за интересный доклад! А что, если такая агрессия со стороны комика губительна для слушателя, начинающего отождествлять проблемы выступающего со своими? Может быть обратный эффект и еще больший уход от освобождения у публики?
    С уважением, Лихачёва А. А.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, такое развитие событий вполне возможно, и осмелюсь предположить, что комик, развивающий своё творчество в этой плоскости, имеет его в виду как риск, на который стоит идти. В докладе меня интересовала в первую очередь интенция комика, его позиция, но в дальнейшем обратить более пристальное внимание на то, во что она _действительно_ может вылиться, пройдя через призму индивидуального восприятия зрителя, представляется интересным и продуктивным, благодарю за вопрос!

      Удалить
  4. Большое спасибо за доклад! Не могли бы Вы прояснить, что в данном случае первично для вас: жанровые черты стендапа, провоцирующие насилие, или специфика искренности как таковой, располагающая при определенных условиях к психологичекому насилию?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Илона Витаутасовна! Второе, но именно искренность, на мой взгляд, является основной жанровой чертой стендапа, по крайней мере в том направлении, в котором работает Амстелл, и, будучи обращённой к зрителю со сцены, она неизбежно создает ситуацию определённого психологического насилия.

      Удалить
    2. Спасибо. Страшновато, однако)))

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения